Надежда Михайленко: «Большинство моих коллег не верят или в художников, или в способность заказчика оценить произведение искусства. Я верю во всех»
Дизайнер Надежда Полякова Михайленко
Фото: Михаил Чекалов, архивы Надежды Михайленко

24 апреля в Краснодаре откроется выставка художника Нальби Бугашева. Её устроителем выступила галерея Hope. Homeguide встретился с организатором мероприятия, основателем Hope Gallery Надеждой Михайленко и узнал, что общего между галереей искусства и хорошим мебельным салоном, в чём разница между продажей произведений искусств и спекуляцией и что такое слепой интерьер.

Ты известна как дизайнер интерьеров. Что побудило вступить в ряды галеристов? Чем Hope Gallery будет отличаться от уже существующих площадок?
Я боюсь слова «галерист». Галерея-то у нас, по сути, абстрактная. Мы не имеем конкретной площадки, потому что считаем её своего рода атавизмом. Наша галерея не замкнута в периметр, мешающий фантазиям и перспективам. Сейчас мы в музее, завтра на крыше, послезавтра в бассейне… Отсутствие стен позволяет придумывать интересную и неожиданную подачу различных предметов в среде, максимально подчеркивающей то, что хочется показать.

Причина личного разворота проста: мой муж и многие знакомые — художники. Хочу, чтобы в наших интерьерах становилось больше живых предметов: картин и скульптуры. И мой опыт дизайнера подсказывает, что заказчик готов украшать дом произведениями искусств. Мало того, заказчик вырос из натюрмортов и пейзажей, желает чего-то более эмоционального и выразительного. Просто надо показывать и объяснять. Мы хотим заинтересовать потенциального потребителя предметов искусств, поддерживать в нем любовь к «высокому» и желание обладать чем-то уникальным и особенным и, что немаловажно, сделать процесс приобретения картины или скульптуры комфортным. Сегодня при покупке произведения искусства вы столкнетесь с целым рядом проблем. Где и как найти то, что не только понравится, но и со вкусом впишется в интерьер? Мы подберем, доставим, развесим или установим (если речь идет о скульптуре) предметы искусств. Заняться этим, в общем-то, может любой дизайнер, но, скорее всего, попробует избежать подобной суеты.

К тому же большинство моих коллег не верят или в художников — в силу неосведомленности, или в способность заказчика оценить произведение искусства. Я верю во всех.

Как ты подходишь к подбору художников и работ? Помогает ли тебе кто-то с составлением каталогов галереи?
На данный момент всё подбираю сама. Принцип прост: я довольно объективна в подборе, стараюсь не рассматривать работы с точки зрения «нравится-не нравится», размещаю качественные произведения, но не так много, чтобы у потенциального клиента просмотр работ на сайте не вызвал усталость. Стараюсь показать разнообразие в творчестве современного художника. Конечно, советуюсь с мужем, он где-то пристрастен, но в целом дает грамотную оценку.

Наша галерея ориентирована на продажи, но не спекуляцию. Для меня ценно, чтобы люди получали то, за что спустя годы смогут сказать спасибо. Важный момент: все работы несомненно интерьерные.

Я выбрала направление, которым сейчас в городе никто серьезно не занимается. Есть ниша «Типографии», которая мне не особенно близка, но она, вне сякого сомнения, имеет свою ценность. Есть консервативные направления, реалистичные пейзажи и натюрморты. Этим занимаются небольшие салоны. Есть художники, которые всегда на виду и доступны, потому что умеют заниматься своим пиаром, мы с ними работать не планируем. Будем стараться показывать и продавать то, что, по большому счету, скрыто от глаз потребителя.

Расскажи подробнее о «невыставочных» мероприятиях. Чем и в каком формате будет заниматься галерея?
Основные выставки мы планируем проводить от 4 до 6 раз в год. Но чтобы интерес к искусству не затухал, планируем проводить творческие вечера и арт-коктейли для клиентов на площадке студии «Фактура», в художественном музее им. Коваленко и других местах. Эти мероприятия будут особо актуальны в холодное время года, когда хочется тепла и приятного общения, а активность явно снижена. В программе лекции, дискуссии и просто беседы с художниками и искусствоведами, естественно, под хорошую музыку и хорошие напитки, не всегда алкогольные.

Как можно стать участником этого сообщества?
Участником становятся те, кто понимает, что произведение искусства гораздо красноречивее говорит о статусе, чем итальянская мебель, бриллианты в ушах и эффектная машина, и готов войти в мир искусства, окружив себя рукотворной красотой. Мы рассчитываем подключать к сотрудничеству дизайнеров и архитекторов.

Думаю, тема искусства им близка и интересна, но большинство скептически относятся к местному уровню, потому что просто не знакомы с творчеством краснодарских художников.

Почему решили начать с Нальби Бугашева? Расскажи об этой экспозиции. Многих смущает, что выставка продлится всего три дня. И чем, кстати, мотивирован такой подход?
Нальби — художник с мировым именем, а учился в нашем университете (Худграф КубГУ — прим. автора). Это как раз то, о чём я постоянно говорю своим клиентам: мы не замечаем, на какой золотой земле живем. Ни один регион России не вырастил столько гениальных мастеров, сколько наш. Тут какая-то концентрация вдохновения. Да, многие уезжают, потому что здесь нет дальнейшего развития: покупают мало, выставок никто не организует…

Права на все работы Нальби Бугашева, выполненные в технике «холст-масло», принадлежат московской Gertsev Gallery. Мы же представим графику художника. Серия Models — два десятка фактурных калек с изображением женской натуры — собиралась Нальби в течение нескольких лет и пока не была показана в формате персональной выставки и в таком объеме.

графика Нальби Бугашева
Нальби Бугашев, «Model 7». Бумага, уголь. 115 х 79.

Почему три дня? Потому что если не эти три дня, то уже осенью. Площадка музея расписана на год вперед. Нам очень повезло, что эти три дня — весна, выходные, а в пятницу музей работает до полуночи в рамках «Библионочи». К тому же на первых порах финансирование не позволяет арендовать зал на более длительное время.

И вообще, я сторонник краткосрочных выставок, потому что все приходят в первый день, особенно если открытие с фуршетом: тусовки, бесплатное пойло… А потом по три человека в день в течение месяца. Не должно быть возможности отложить на завтра. У нас три очень удобных дня: погода прекрасна, ничего не мешает. Вот и узнаем, кому искусство действительно интересно.

Будет предусмотрено отдельное мероприятие для дизайнеров интерьера и архитекторов. Чем ты планируешь привлечь коллег? Насколько я знаю, сегодня дизайнеры (как и их клиенты) искусство в интерьере используют нечасто, да и к подбору работ относятся в высшей степени консервативно.
Конечно, я планирую привлекать к сотрудничеству дизайнеров. Самый разумный подход к выбору произведения искусства в дом или другое пространство — обратиться к архитектору или декоратору. Я общаюсь с коллегами, многие моё начинание поддерживают, и уже есть запросы на подбор живописи в интерьер. Ведь зачастую дизайнеры избегают закладывания в проекты предметов искусств, потому что нет инфраструктуры. Так вот мы хотим эту инфраструктуру развить.

Будем, как салоны мебели, работать по техзаднию и возьмем на себя груз промежуточных хлопот вплоть до развески картин.

 

Судя по каталогу, большинство художников — люди достаточно известные и состоявшиеся. Кто из молодых художников новой волны привлекает лично тебя?
Я бы выделила Людмилу Баронину. У неё недавно была персональная выставка в «Типографии» — давно столько впечатлений не получала. Ярко, выразительно, умно, с безупречным чувством юмора и при этом мастерски. Одно время к станковой графике потеряли интерес сами художники. Дело сложное, трудоемкое, требует специального оборудования. Интересно, что в последнее время это направление в искусстве как-то перетекло из мужских рук в женские.

Ты говоришь, что Hope Gallery не работает с концептуальным искусством. Галерея открыта для искусства салонного?
Границы салонного искусства  весьма неопределенные. Однозначно мы не будем заниматься консервативными направлениями. В городе есть небольшие салоны, где без труда можно приобрести традиционный пейзаж или натюрморт. Однако я не откажу своему клиенту, если он вдруг попросит подобрать картину для подарка бабушке.

Скажи, что в искусстве вдохновляет лично тебя? Кого есть желание привезти в будущем?
Я, скорее, реалист, чем мечтатель, далеко в будущее закладываю только стратегические перспективы, а не конкретные планы. И с искусством у меня тоже дружба очень практичная. Я как декоратор знаю, что самый простой интерьер, если в нем есть качественные картины, всегда выглядит эффектнее и богаче, чем дорогой, но слепой. Такой термин я придумала для интерьеров, которые лишены живых предметов.

Дизайнер Надежда Полякова Михайленко

Каким видится развитие проекта? Не пугает ли тебя наличие подобных несостоявшихся площадок? Или представления об особом кубанском вкусе?
Да многое пугает, я ведь этот проект два года в голове вынашивала. Как-то пожаловалась дочке, что уже боюсь что-либо начинать, сил не хватит, что-то не получится, подведу кого-то… А она мне такую вещь сказала: «А если не попробуешь, потом всю жизнь жалеть будешь, что не начала». Подобных проектов, кстати, не было. Все галереи устроены по простому принципу: есть место, а вы приходите, если вам надо.

Мы предлагаем сервис для клиента. Зрителя ставим на второй план. На мой взгляд, нет лучшего стимула для творчества художника, чем приобретенная за деньги работа. Если сравнивать работу галереи с работой магазина одежды, то можно привести такой пример. Допустим, у вас есть магазин, в котором продается дорогая дизайнерская одежда, и вам нужно показать новую коллекцию. Вы знаете, что в городе от силы 100 потенциальных покупателей, из них 30 — постоянные клиенты магазина. В день презентации новой коллекции вы открываете двери настежь, заявляете о ней по всем СМИ, устраиваете фуршет. Какой результат в итоге? Собираются хипстеры и тусовщики города, все желающие бесплатно выпить и закусить. В магазине людей, как в метро, все вспотели, на ключевую модель вашей коллекции опрокинули стакан вина. Три дня город шумит о магазине и празднике, который вы устроили. Но по факту из ваших постоянных клиентов на этот праздник попали 5 человек, один или одна из которых даже захотела что-то примерить, но не смогла, потому что в примерочной сидели девчонки с шампанским. Примерно так у нас происходит на открытии выставок. Мы хотим развернуть процесс в сторону удобства для потенциального клиента арт-рынка.

Про вкус говорить даже не хочу. Везде так: одни люди со вкусом, другие без него. Просто у нас очень яркая безвкусица и люди без вкуса более активные. Но это не значит, что мало других.

Рекомендовать друзьям