Этторе Соттсасс: бунтарь, художник и поэт
Ettore Sottsass
Фото: пресс-службы производителей

В 2017 году исполнилось бы 100 лет отцу постмодернизма в итальянском дизайне — основателю группы «Мемфис» Этторе Соттсассу. 13 июля в пространстве Vitra Schaudepot в Германии откроется выставка «Этторе Соттсасс — бунтарь и поэт». Решили вспомнить, как бунтарю от дизайна Соттсассу удалось стать символом своей эпохи и какие предметы, созданные им и другими участниками группы «Мемфис», выпускают до сих пор.

Хотя имя Этторе Соттсасса неразрывно связано с Италией, родился он в Австрии, в семье архитектора-функционалиста Этторе Соттсасса-старшего. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, а потому отправил его в Туринский политехнический университет изучать архитектуру. Выпускнику Соттсассу не повезло: началась Вторая мировая, и, едва получив степень, он отправился прямиком на фронт (большую часть войны Этторе Соттсасс провел в югославском концлагере). Вернувшись в Италию, в 1948 году открыл в Милане собственное бюро архитектуры и промышленного дизайна. Почти 10 лет ничего интересного не происходило. Пока во второй половине 1950-х Этторе Соттсасс не начал сотрудничать с компанией Olivetti.

Ettore Sottsass

Olivetti специализировалась на офисном оборудовании, технике и мебели — казалось бы, не самая благодатная почва для революций. Впрочем, компания всегда славилась трепетным подходом к дизайну, и Соттсассу удалось реализовать свои идеи и раскрасить офисный мир в новые цвета. В 1960 году награду Compasso d’Oro Этторе Соттсассу в составе команды Olivetti принесла модель Elea 9003 — первый итальянский электронный компьютер. В транзисторной модели уже угадывается почерк дизайнера, который чуть позже станет узнаваемым: сочные цвета панелей, стильные круглые клавиши. А в 1969-м Этторе Соттсасс проектирует по-настоящему взрывную вещь — пишущую машинку Valentine из ярко-красного пластика, с чувственными скругленными очертаниями. Так дизайнер перевел повседневный рабочий инструмент в разряд модного дамского аксессуара, который своим «игрушечным» видом и соблазнительным, как губная помада, оттенком моментально покорил обитательниц офисов.

Olivetti valentine
Печатная машинка Valentine, Э. Соттсасс и Перри А. Кинг, 1969.

Olivetti valentine

В свои пять-шесть лет не был вундеркиндом, но я рисовал: дома, вазы с цветами, цыганские кибитки, карусели, кладбища. Когда стал чуть старше, вырезал перочинным ножиком красивые остроносые лодки из мягкой сосны. Я всегда считал, что самое естественное занятие на свете — это рисовать и делать вещи.

Тулeфон Enorme
Телефон Enorme из пластика и силикона, разработанный Соттсассом в 1986 году для компании Brondi, вошел в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Мебель и аксессуары Этторе Соттсасса

В 1960-е годы Этторе Соттсасс параллельно с работой на Olivetti путешествует по Индии и Америке и вдохновляется эстетикой поп-арта — во многом здесь стоит искать истоки его любви к ярким, открытым цветам и игровой подаче. Вообще, говоря о формировании стиля Этторе Соттсасса, стоит вспомнить фигуру Соттсасса-старшего: по сути, дизайнер всю жизнь спорил с отцом, опрокидывая идеалы функционализма.

Этторе Соттсасс
Диван Califfo, производитель Poltronova, 1964.

В 1970-х он осознает, что работа на большую компанию душит творческий потенциал, и начинает сотрудничать с молодыми дизайнерами — ассоциацией Archizoom, участниками движения Радикального дизайна. В результате в 1981 году основывает творческую группу «Мемфис», которая стала самым ярким постмодернистским явлением в итальянском дизайне. Название для нее придумали за ночь: собравшись, дизайнеры крутили пластинку Боба Дилана с песней Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again. Название метко выразило идею нового осмысления культур прошлого: Мемфис — это и столица Древнего Египта, и американский город, один из центров блюза и рок-н-ролла. «Мемфис» же переосмысливал ар-деко, поп-арт, китч 1950-х. В группу вошли Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Широ Курамата, Маттео Тун и другие — около трех десятков дизайнеров и архитекторов.

Я больше не хотел делать товары массового потребления, потому что мне было ясно: потребительский подход довольно опасен.

Этторе Соттсасс
Комод Kubirolo, Poltronova, 1966-67. Кресло Synthesis 45, Olivetti, 1972.

То, что делал «Мемфис», зачастую напоминало гигантские яркие игрушки непонятного назначения: диван Big Sur Питера Шира, составленный из разноцветных геометрических фигур; столик Continental Микеле де Лукки — две доски, торчащие из колеса; шкаф Amazon из нагромождения параллелепипедов Марко Занини. Соттсасс в период «Мемфиса» создал такие знаковые предметы, как светильник Ashoka, шкаф Casablanca, стеллаж Carlton, тумба Beverly — невообразимые, ощетинившиеся полками, трубками и лампочками объекты, заставляющие поломать голову над их функциями — и в то же время многофункциональные, вовлекающие в игру, в которой воспринимающий становится соавтором. Любопытно, что на момент основания революционного «Мемфиса» главному бунтарю было 64 года.

Big Sur, Ettore Sottsass
Диван Big Sur
Ettore Sottsass
Стеллаж Carlton
Ettore Sottsass
Столик Continental
Ettore Sottsass
Тумба Beverly
Ashoka, Ettore Sottsass
Шкаф Ashoka
Шкаф Casablanca

В 1985 году Этторе Соттсасс вышел из «Мемфиса», решив сконцентрировавшись на работе в собственном бюро Sottsass Associati. Это было своеобразное возвращение к истокам: Sottsass Associati в основном занималось — и, кстати, занимается по сей день — архитектурой. Кроме того, Соттсасс продолжил проектировать мебель и аксессуары для дизайнерских брендов, таких как Knoll и Alessi.

Mandarin Knoll Ettore Sottsass
Кресло Mandarin для Knoll
Westside Knoll, Ettore Sottsass
Кресло Westside для Knoll
Alessi Ettore Sottsass
Перечные мельницы для Alessi

 

 5021 Alessi Ettore Sottsass
Ваза для фруктов 5021 для Alessi
5071 Alessi Ettore Sottsas
Сырница 5071 для Alessi

В 1960-е, вдохновившись путешествиями по США и Индии, Этторе Соттсасс создал серию скульптур Superboxes — что-то вроде разноцветных полосатых алтарей: вместо функции на первый план дизайнер вывел концепт.

В молодости только и слышал вокруг: функционализм, функционализм, функционализм. Но одной пользы недостаточно. Дизайн должен быть чувственным, волнующим.

superboxes Ettore Sottsass

Предметы из стекла Этторе Соттсасса

В период работы с «Мемфисом» Соттсасс создал много объектов из разноцветного стекла, среди них — фантастические чаши для фруктов Fililla и Aldebaran, ваза Clesitera, лампа Bay из стекла, плексигласа и алюминия.

Стекло — необыкновенный материал: загадочный, прозрачный и хрупкий. Излишне говорить, что стекло — это целая вселенная многовековых традиций. Сам процесс работы со стеклом завораживает. Это очень эффектно, зрелищно.

Aldebaran Ettore Sottsass
Ваза для фруктов Aldebaran
Bay, Ettore Sottsass
Лампа Bay
Clesitera, Ettore Sottsass
Ваза Clesitera
 Fililla, Ettore Sottsass
Ваза для фруктов Fililla

Работать со стеклом Этторе Соттсасс начал еще в 1940-е — и продолжал всю жизнь: стекло определенно было одним из любимых его материалов. Помимо объектов, созданных в период «Мемфиса», он делал стеклянные скульптуры, лампы и другие предметы для Vistosi, Venini, Baccarat, Alessi, Swarovski, сотрудничал с мастерами Toso glassworks, исследовательским центром Cirva в Марселе, а в 1999-м создал серию стеклянных скульптур по заказу катарского шейха и министра культуры, коллекционера предметов искусства Сауда бин Мухаммеда Аль Тани. Традиции Соттсасс соединил с новаторским подходом — например, использовал химический клей в работе с муранским стеклом или сочетал традиционные техники изготовления хрусталя с промышленными подходами стеклянного производства.

Formosa Venini
Светильник Formosa для Venini
Yemen Venini
Ваза Yemen для Venini

Kachina, Ettore Sottsass Kachina, Ettore Sottsass

 

Kachina, Ettore Sottsass Kachina, Ettore Sottsass Kachina, Ettore Sottsass

Сколько стоят работы Этторе Соттсасса

Многие предметы, созданные основателем Memphis, можно приобрести и сегодня. На сайте memphis-milano.com вы найдете сотню вещей — от шелковых платков с узнаваемыми яркими принтами — 50 евро за платок, до вытянутого комода для хранения компакт-дисков с приставным мраморным столиком — по 19 800 евро за комплект.

Рекомендовать друзьям