knoll-logo

Страна: США

Год основания: 1938

Компания, сумевшая одной из первых перевести архитектурный модернизм на язык дизайна мебели, по словам её основателей, всего лишь делает хороший бизнес. Что не мешает ей пользоваться повышенным вниманием музеев, получать престижные национальные награды и балансировать на грани массового производства и искусства.

История о любви, дизайне и любви к дизайну под названием Knoll началась со смелой вывески, появившейся в 1938 году на одном из нью-йоркских зданий. «Фабрика № 1», — гласила табличка, которую немецкий иммигрант Ганс Нолл приколотил над входом в офис новорождённой Hans G. Knoll Furniture Company. Идея Нолла была проста: архитектура нового времени требует нового наполнения — то есть современной мебели, производством которой он и собирался заняться. Получив образование в Англии и Швейцарии, Ганс Нолл был хорошо знаком с традициями школы Баухауз (то есть с архитектурным направлением функционализма) и со многими знаковыми фигурами дизайна, такими как Марсель Бройер и Людвиг Мис ван дер Роэ. Как показало время, Нолл ничуть не заблуждался, назвав свое детище номером один: его бренду действительно предстояло занять лидирующие позиции в мировом дизайнерском сообществе. Во время Второй мировой войны в команду Нолла пришла ученица Миса ван дер Роэ Флоренс Шуст, молодой, но опытный и талантливый дизайнер. Эта встреча стала судьбоносной не только для самого хозяина Hans G. Knoll Furniture Company (вскоре Ганс и Флоренс поженились), но и для фабрики: при активном участии Флоренс Нолл лицо бренда окончательно сформировалось – именно с её подачи компания перенесла архитектурные принципы функционализма на процесс производства мебели.

web-Knoll-2013_KB_0074.jpg

Философия бренда Knoll может быть раскрыта одной короткой фразой, как-то произнесённой Флоренс Нолл и остающейся главным кредо компании по сей день: «Хороший дизайн — это хороший бизнес». На первый взгляд, предельно утилитарный подход, но на самом деле эта формула отражает искреннее неравнодушие — к требованиям аудитории, времени, прогресса. Супруги Нолл верили в по-настоящему функциональные вещи: мебель, в которой бы сочетались совершенство форм — и высокая технологичность, уникальность дизайна — и потенциал для воспроизведения в промышленных масштабах. Они полностью разделяли идею модерниста Миса ван дер Роэ о том, что нужно «создавать формы, исходя из природы наших потребностей, с помощью средств нашего времени». Другой важной составляющей успеха Ганс и Флоренс видели сотрудничество с именитыми дизайнерами и постоянный поиск новых талантов. Так, более чем за полвека Knoll успел обрасти десятками громких имён: работы Ээро Сааринена, Франко Альбини, Гарии Бертойи, Йенса Рисома, Исаму Ногучи и многих других архитекторов и художников всего мира, созданные для бренда, уже считаются классикой современного дизайна.

web-Knoll-2013_02.jpg

Признание, которое получает бренд, не всегда может быть выражено в числах, но в случае с Knoll цифры говорят о многом: на сегодняшний день более 40 объектов, выпущенных фабрикой в разные годы, входит в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства. Среди них — ромбовидное кресло Гарри Бертойи, настольный светильник и крутящийся стул на замысловатой хромированной опоре Исаму Ногучи, кресло-«тюльпан» и кресло-«утроба» Сааринена, коллекция текстиля, вечно актуальное кресло «Барселона» Миса ван дер Роэ и кофейный столик с палисандровой столешницей самой Флоренс Нолл. Всё больше осваивая музейные пространства, компания и сама не забывает о миссии сохранения для потомков ярких явлений модернизма: с 2006 года совместно с Всемирным фондом защиты памятников (WMF) бренд Knoll реализует программу Modernism at Risk, поощряя и награждая дизайнеров и архитекторов, которые спасают ценные постройки, находящиеся под угрозой. И страна не остаётся перед брендом в долгу: в 2011-м Национальный музей дизайна Купера-Хьюитта удостоил Knoll престижной награды за крупные достижения в сфере дизайна и выдающееся влияние на жизнь общества. В список обладателей этой премии входят такие компании, как Google, Nike, Apple — и Knoll стала первой мебельной фабрикой среди лауреатов. В точности так, как с самого начала предсказывала вывеска.

Рекомендовать друзьям